Биометрические данные и банки

Рейтинг надежности брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер среди всех брокеров бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо счет — идеальный вариант для новичков и малоопытных трейдеров!
    Дают существенные бонусы за регистрацию:

Банки не выполняют план ЦБ по сбору биометрии

Российские банки собирают биометрию россиян для Единой биометрической системы (ЕБС) в 11 270 отделениях, следует из данных оператора системы – «Ростелекома». Всего на 1 декабря, по данным ЦБ, в России работало 30 214 структурных подразделений банков, таким образом, биометрия собирается менее чем в 40% офисов.

ЕБС заработала летом 2020 г. Зарегистрировавшись на портале госуслуг и сдав биометрию (изображение лица и слепок голоса) в отделении банка, человек впоследствии может удаленно получать банковские услуги: открывать счета, получать кредиты и делать переводы. Пока лишь единицы оказывают услуги тем, кто обращается к ним через ЕБС. Но собирать биометрию по закону обязаны все банки, соответствующие критериям (исключения – для банков с предписаниями и др.). К 31 декабря 2020 г. банки должны были обеспечить сбор биометрии в 100% отделений, работающих с розничными клиентами, следует из информационного письма ЦБ, опубликованного на сайте регулятора.

Сейчас регистрация в ЕБС осуществляется в 11 270 отделениях 229 банков, сказал представитель ЦБ. Возможно, на самом деле их больше. В это число входят только те офисы, где биометрия регистрировалась успешно, уточнил представитель «Ростелекома». Регулятор спокойно относится к отставанию от графика. «Поэтапное оснащение отделений банков, которое мы сейчас наблюдаем, связано с реализацией требований по информационной безопасности, которое занимает определенное время», – объясняет представитель ЦБ.

ЦБ может освободить банки от сбора биометрии в мини-офисах

В то же время регулятор рассчитывает получить право устанавливать критерии к отделениям, которые необходимо оснащать оборудованием для сбора биометрических данных в ЕБС, говорит его представитель. Такую норму планируется внести ко второму чтению поправок к антиотмывочному закону.

Самые лучшие платформы для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер среди всех брокеров бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо счет — идеальный вариант для новичков и малоопытных трейдеров!
    Дают существенные бонусы за регистрацию:

ЦБ предполагает освободить от сбора биометрии операционные кассы вне кассового узла и мини-офисы банков с одним сотрудником – для сбора биометрии нужны двое. Кроме того, законопроект предусматривает отсрочку обязанности сбора биометрических данных в ЕБС для банков с базовой лицензией. «Мы рассчитываем на принятие законопроекта в ближайшее время», – сказал представитель ЦБ. Этим же законопроектом (сейчас на сайте Госдумы опубликована лишь версия, прошедшая первое чтение) планируется дать возможность банкам оказывать любые финансовые услуги с помощью ЕБС. Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский в сентябре рассказывал (его цитировали «РИА новости»), что осенью 2020 г. будут внесены изменения в законодательство, которые позволят использовать биометрическую идентификацию при получении государственных услуг, но пока этого не случилось.

Представители ВТБ, РСХБ, Росбанка, Райффайзенбанка, банка «Санкт-Петербург» сообщили, что вся их сеть оснащена оборудованием для сбора биометрии. Промсвязьбанк сообщал о подключении всех своих офисов в конце декабря. Большая часть из 19 000 точек обслуживания «Почта банка» расположены на почте, а их подключать к ЕБС не требуется, объяснял представитель банка. Сейчас банк оснастил оборудованием все «флагманские клиентские центры», их более 440, говорит его представитель.

Сбербанк оборудовал 6724 структурных подразделения массового обслуживания (за исключением офисов с ограничениями, например, мини-офисов банка, где работает один сотрудник) и 148 вип-офисов для сбора ЕБС, сообщила пресс-служба госбанка. Всего у него более 14 000 отделений. В случае принятия законопроекта, освобождающего от необходимости сбора данных в ЕБС в офисах с ограничениями, про Сбербанк можно будет сказать, что он уже оборудовал 100% офисов, уточнил его представитель.

Хотя другие крупнейшие банки объявили о подключении к ЕБС почти сразу после начала ее работы, Сбербанк не торопился начинать работу с системой, параллельно развивая свою собственную. Банк подключился лишь в декабре 2020 г., а президент госбанка Герман Греф тогда рассказывал, что в системе Сбербанка содержатся миллионы биометрических образцов клиентов. В ЕБС на тот момент были данные лишь нескольких тысяч человек.

В ЕБС на начало января 2020 г. зарегистрировались свыше 110 000 человек, сказал представитель «Ростелекома».

Государство заинтересовалось биометрическими данными банковских клиентов

«Ростелеком» и банки до 31 августа должны проверить качество биометрических данных клиентов, которые банки собирают для внутренних биометрических систем. Такая задача поставлена по итогам встречи в ассоциации Финтех (АФТ) 16 августа (РБК ознакомился с презентацией по итогам встречи). Проверку данных решили провести, чтобы ЦБ, АФТ и «Ростелеком» смогли понять, можно ли использовать эти данные в Единой биометрической системе (ЕБС) «Ростелекома», рассказали РБК три источника в банковской сфере, знакомых с обсуждением вопроса.

Подробности читайте в материале «РБК Pro».

ЕБС, предназначенная для удаленного получения банковских услуг, испытывает проблемы с наполняемостью — по словам одного из источников, за год работы в системе собрано всего около 15 тыс. биометрических данных клиентов (образец лица и голоса). Поэтому сейчас «Ростелеком» «судорожно ищет новые кейсы для ЕБС», говорит другой источник.

Единая биометрическая система заработала в конце июня 2020 года. Проект ЦБ и «Ростелекома» запущен для удаленного получения финансовых услуг.

Биометрию для ЕБС собирают 155 банков в более чем 5,3 тыс. отделениях, ответили РБК в «Ростелекоме», не раскрыв количество сданных шаблонов. По данным на октябрь прошлого года (более поздние не раскрывались), биометрию для ЕБС сдали всего около 2 тыс. человек. Банкам это обходится недешево: по оценке старшего менеджера технологической практики в риск-консалтинге КПМГ в России и СНГ Лилии Шароватовой, оборудование и программное обеспечение для одного отделения стоят сейчас не менее 5 млн руб.

Параллельно банки наполняют свои биометрические системы. В частности, Сбербанк систему сбора биометрии запустил прошлой осенью, и наполняется она гораздо быстрее — по словам главы Сбербанка Германа Грефа, к концу прошлого года банк собрал уже «миллионы» образцов биометрии.

«Пока «Ростелеком» обсуждает с банками техническую сторону вопроса. Банки могут передать фотографии клиентов без какой-либо дополнительной информации о них, записи голосов передать не получится из-за технических трудностей», — уточнил один из источников РБК. В ЕБС идентификация личности проходит по двум параметрам: изображение лица и слепок голоса, поэтому одних только фотографий недостаточно, добавляет он: «Либо в системе понизятся требования к качеству собираемых данных, либо эти фотографии необходимы для какого-то внутреннего сервиса в ЕБС».

По словам другого собеседника на рынке биометрической идентификации, «Ростелеком» готовится к запуску своего проекта по сбору биометрии в МФЦ, а для проверки и настройки системы ему нужны «эталонные данные» (образцы биометрии, которые у клиента взяли в банке в идеальных условиях). «Взять их из ЕБС невозможно, так как система очень плохо наполняется, поэтому единственный вариант — обратиться к внутренним ресурсам банков», — говорит он.

«Ростелеком» «не в курсе» этой инициативы, сообщила его пресс-служба. РБК направил запрос в ЦБ и ассоциацию Финтех.

Биометрические данные и банки

Центральный Банк и Минкомсвязи не первый год развивают единую биометрическую систему (ЕБС). Российские банки инвестируют немалые средства в оборудование, предназначенное для сбора биометрии, и в технологии, позволяющие обрабатывать и безопасно хранить биометрические данные. В банковскую практику внедряется всё больше продуктов и сервисов, основанных на удалённой (дистанционной) идентификации и аутентификации.

Григорий Сальников, управляющий директор Департамента цифрового бизнеса ВТБ, и Анатолий Соловьёв, директор по управлению проектами цифровой трансформации ВТБ, рассказали, как использование биометрии улучшит банковские продукты для клиентов.

1 июля 2020 года в России заработала ЕБС – масштабная цифровая платформа, которая позволяет удаленно идентифицировать человека по биометрическим характеристикам (лицу или голосу). У проекта масштабные задачи, которые сделают банковские услуги равнодоступными вне привязки к географии, а также помогут решить проблемы безопасности, с которыми сталкиваются банки. Например, снизить угрозу мошенничества, защитить клиентов от фишинга, от подбора или компрометации их пароля.

В ЕБС в перспективе должны аккумулироваться данные практически всего экономически активного населения России, а это около 100 млн человек. Все они смогут пользоваться банковскими услугами удаленно и независимо от региона проживания: к примеру, житель Новосибирска легко станет клиентом банка в Санкт-Петербурге, а москвич – в Казани.

По сути, биометрия – инструмент, благодаря которому кредитная организация получает возможность быстро и качественно идентифицировать клиента и предложить ему релевантный продукт.

Для разработки таких продуктов некоторые банки, подключившиеся к сбору биометрии для ЕБС, собирают расширенный набор биометрических параметров и развивают собственные платформы, которые упрощают для клиентов совершение операций в дистанционных сервисах. Так, у ВТБ внедряется единая мультиканальная биометрическая платформа (ЕМБП).

«Мы хотим сделать процесс сдачи биометрии максимально удобным для клиента. Достаточно позвонить в контактный центр и поговорить с сотрудником, у которого на этот случай есть специальный скрипт. Единая мультиканальная биометрическая платформа узнает человека по его произвольной речи – то есть использует текстонезависимую идентификацию. Также не нужно будет делать специальное фото в офисе банка – достаточно будет включить фронтальную камеру при пользовании банковским приложением, чтобы ваше лицо попало в базу ЕМБП.

Проект ЕМБП для клиентов банка будет запущен уже к концу года, пока сбор голосовой биометрии идет в ограниченном режиме, затем планируется расширить масштабы сбора, а следом начать сбор и применение лицевой биометрии».

Вероятно, многие сталкивались с ситуацией, когда надо позвонить на горячую линию банка из торгового центра, ресторана или с работы – и тут оператор просит вас чётко назвать кодовое слово или дату рождения. Вместо этого, конечно, удобнее, чтобы вас узнали по голосу.

Другой пример. Путешественники или люди, которые время от времени совершают крупные покупки, сталкиваются с ситуацией, когда им нужно выйти за установленный лимит операции. Стандартные действия в этой ситуации – пойти в отделение, подтвердить свою личность, попросить увеличения лимита. Вместо этого можно прямо в процессе выполнения операции попросить расширить лимит, подтвердить «лицом», что вы – это вы, и тут же получить желаемую услугу.

Особую ценность голосовая биометрия приобретает для борьбы с распространенным сейчас телефонным мошенничеством. Злоумышленники звонят клиенту и под видом сотрудника банка выманивают у него персональные данные, после чего, пользуясь удаленными каналами, выводят средства с его счета. Если клиент сдал свои биометрические данные, в банке смогут понять, что за доступом обращается другой человек – мошенник не сможет подделать лицо или голос обманутого клиента.

По прогнозам экспертов, технологии распознавания голоса в ближайшие 5-7 лет станут одним из самых быстрорастущих сегментов рынка биометрии.

Параметры лица и речи у каждого человека уникальны. С приведенным выше случаем телефонного мошенничества борются системы liveness, интегрированные в биометрическую платформу. Они фиксируют, что некто пытается подставить фотографию клиента или запустить синтез голоса, и банк отклоняет операцию.

Подделать голос и обмануть лучшие биометрические системы стало практически невозможно. Обычный человек меньше чем в половине случаев способен отличить — настоящий голос или фальшивка, отмечает Григорий Сальников, цитируя аналитику от организаторов международного конкурса ASVspoof. В то же время современные технологии верно идентифицируют подделку в более чем в 90% случаев. В рамках испытаний на ASVspoof алгоритмы распознавания голоса «состязаются» с новыми алгоритмами подделки голоса, определяется стойкость голосовой биометрической идентификации и верификации к трём видам атак:

Рейтинг лучших брокеров БО за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер среди всех брокеров бинарных опционов!
    Бесплатное обучение и демо счет — идеальный вариант для новичков и малоопытных трейдеров!
    Дают существенные бонусы за регистрацию:

Добавить комментарий